Поезд стратегического назначения |
Поезд с баллистическими ракетами стратегического назначения - боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) для непрофессионалов выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. А вот специалисты сразу же отметят, что три рефрижератора БЖРК имеют по восемь пар колес ("нормальные" вагоны - четыре). Пассажирские вагоны тоже нестандартные. Правда, понять это можно, только попав внутрь состава... Но главные вагоны БЖРК - это те, в которых располагается ракетный комплекс РС-22 (по западной классификации 55-24 "Скальпель") и командный пункт боевого расчета.
Наш "Скальпель" весит более ста тонн и "режет" на дальность в 10 тысяч километров. Ракеты твердотопливные, трехступенчатые, с десятью полумегатонными ядерными блоками индивидуального наведения на каждой. В Костромской дивизии четыре таких поезда, и на каждом из них по три пусковые установки: двенадцать ракет, сто двадцать ядерных боеголовок. Можно представить разрушительную мощь этих достаточно безобидных с виду эшелонов! Четыре таких же поезда-полка БЖРК дислоцированы в городе Бершеть Пермской области, еще четыре - в Гладкой под Красноярском.
Найти на географической карте нашей страны железнодорожную станцию с романтическим названием Василёк невозможно. И хотя этот объект расположен вблизи древнего русского города Кострома, занимает не один десяток гектаров земли, товарные и пассажирские поезда проносятся мимо, не останавливаясь. Здесь, за несколькими рядами колючей проволоки, под прикрытием хитроумно замаскированных дотов прячутся мобильные стратегические объекты - четыре поезда с баллистическими ракетами стратегического назначения.
Бытует легенда, что на заре нашего стратегического ракетостроения политические вожди СССР и США соревновались в том, у кого и на каких носителях будет больше ядерных зарядов. Над техническими решениями, понятное дело, ломали головы ученые, конструкторы, военные. И вот якобы наши разведчики добыли информацию о том, что американский ВПК готовится к созданию железнодорожного состава, способного производить пуски баллистических ракет. К документам прилагалась фотография состава. Изучив доклад, руководство Советских Вооруженных Сил пришло к выводу, что и нам не помешало бы иметь нечто подобное.
Впоследствии оказалось, что американцы просто подбросили нам дезинформацию, сфотографировав маленький макет ракетного поезда. Как потом объясняли специалисты, наши заокеанские соперники в споре за лидерство в области военной мощи, видимо, сначала действительно собирались делать поезд, да потом прикинули, что железнодорожная сеть у них не столь уж разветвленная, да и стоит проект немало, потому и прекратили всякие работы. А чтобы хоть как-то компенсировать затраты - подбросили русским "секретную техническую информацию". Пускай, дескать, и "Иваны" раскошелятся понапрасну.
Однако, в отличие от американцев, в СССР идея создания ракетного поезда оказалась не только приемлемой, но и технически реализуемой, хотя и потребовала почти 20-летних усилий нескольких КБ. В былые времена финансовое обеспечение задач обороноспособности удовлетворялось незамедлительно и в полном объеме. Ну а умами Россия во все времена богата была. И в 1987 г. у нас появился первый железнодорожный комплекс ракетного оружия.
Ветераны Костромской дивизии БЖРК еще помнят, как состав из восьмиосных вагонов с надписью "Для перевозки легких грузов" на бортах после своего прохождения портил пути, из-за чего ракетчикам не раз приходилось выяснять отношения с железнодорожным начальством. Впрочем, раньше люди жили другими категориями, безопасность страны главенствовала надо всем.
Но все меняется. В 1991 г. поезда встали на прикол. Бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев согласился с мнением американцев, - что для укрепления взаимопонимания между двумя странами, БЖРК лучше не выпускать на просторы России. Уж больно дорого обходились они американским налогоплательщикам, вынуждая Пентагон развертывать дополнительную группировку разведывательных спутников. Ведь каждый ракетный поезд за сутки проходит более 1000 километров, и чтобы выявить среди сотен составов, курсирующих по всей России, только один БЖРК, а затем отследить маршрут его передвижения, пришлось бы в десятки раз увеличивать группировку спутников слежения. Осуществить подобный проект даже в столь богатой и технически развитой стране, как США, оказалось не под силу.
Видимо опасаясь непонимания своих налогоплательщиков, американские руководители постарались найти - и нашли-таки - понимание у советского президента, искренне сочувствовавшего трудностям американского народа. И с тех пор грозные ракетоносцы на рельсах дальше технической территории части выйти не могут.
Хотя как минимум один раз после 1991 г. ракетный поезд покидал пределы охранного периметра - требовалось провести ремонтные работы в заводских условиях. Все остальные перемещения экипажам БЖРК приходится проводить в границах территории части. Но, как оказалось, "маневры местного значения" ни в коей мере не снижают общей боеготовности экипажей БЖРК.
Конечно, из-за скованности в вопросах передвижения основные ее элементы претерпели изменения, но в целом подготовка личного состава осталась на высоком уровне. Это факт подтвердил и главнокомандующий РВСН генерал-полковник Владимир Яковлев, посетивший Кострому для подведения итогов боевой подготовки за год. Как водится, командование дивизии постаралось показать главкому все самое лучшее, что есть в соединении. Но, отдав должное гостеприимству хозяев, продемонстрировавших гостю казармы личного состава, подсобное хозяйство, бытовой комбинат и учебные корпуса, генерал-полковник Яковлев устремился на командный пункт. Главкома больше всего волновал основной вопрос - работоспособность системы управления дивизией БЖРК.
Костромская дивизия, как и многие другие формирования РВСН, переживает сложный период реформирования, оптимизации. Сокращаются некоторые жизненно важные подразделения и службы. Например, по словам начальника отдела боевой подготовки штаба дивизии, подполковника Владимира Бобыря, в соединении сократили запасный узел связи и подразделение радиоэлектронной борьбы. В мирной жизни они, может быть, и не играют решающей роли в выполнении стоящих перед дивизией задач, но как быть, если завтра война?
Выход нашли в перераспределении функций запасного узла связи. В час "Ч" специалисты основного узла должны будут выдвинуться в предписанное руководящими документами место и уже оттуда координировать действия полков. С подразделением РЭБ оказалось еще проще. Главным его предназначением было обеспечить беспрепятственное развертывание БЖРК после получения сигнала боевой тревоги. После Выполнения этой задачи необходимость в дальнейшей работе рэбовцев отпадает. Поэтому было принято решение переложить функции сокращенного подразделения на профильные части других войск, расположенные в районе Костромы.
Но главная проблема, стоящая перед командованием Костромской дивизии, - это не сложность процессов оптимизации, а профессиональная выучка личного состава. Скажем, для подготовки офицеров-машинистов подвижного состава нужно регулярно проводить тренировки на маршрутах следования БЖРК: важно визуально представлять ландшафт вдоль железнодорожного пути, знать все повороты и разветвления дороги, практически каждый телеграфный столб на пути следования. Все это в итоге позволяет грамотно управлять боевым составом. До последнего времени эту проблему решали, откомандировывая машинистов на гражданские составы МПС. Офицеры управляли поездами, следующими по тем же маршрутам, что и БЖРК. Но сегодня эта практика оказалась под угрозой. Руководство МПС потребовало денег с командования РВСН за "катание" машинистов в погонах, как будто они не управляют составом, а являются его пассажирами.
Пока решать эту проблему удается только благодаря хорошему личному расположению к ракетчикам со стороны начальника управления Северной железной дороги Виталия Придыбайло, его государственному подходу к вопросу о деньгах. В принципе военнослужащие дивизии могли бы использовать для обучения собственный учебный поезд, имитирующий БЖРК, но из запланированных восьми выходов состава на маршрут в прошлом году состоялся только один: сказался недостаток средств, которые сегодня важнее тратить на поддержание в рабочем состоянии настоящих локомотивов, находящихся в постоянной боевой готовности.
Встречаются с проблемами и офицеры-ракетчики, которые не получают реальных навыков обращения с ракетным оружием. По словам командира одного из полков полковника Валерия Журавлева, сейчас вверенный ему в управление арсенал никуда не нацелен, на языке ракетчиков это называется "нулевым полетным заданием". Сложность же в том, что с 1991 г. части не разу не стреляли из своих комплексов, да и вообще офицеры, служащие на БЖРК, даже затруднились вспомнить, когда они проводили реальные пуски ракет. Задачи боевого применения оружия в последнее время им приходилось отрабатывать лишь на тренажерах или пользуясь информацией от более удачливых в этом плане коллег с шахтных пусковых установок. Правда, в 1998 г. было одно исключение. Боевой расчет БЖРК произвел пуск штатного "Скальпеля", снятого с поезда, используя пусковую установку на полигоне Плесецка.
Недавно в Костромской дивизии специалисты 12-го главного управления Минобороны проверяли состояние хранения и эксплуатации ядерного оружия. Были проведены учения личного состава дивизии и специальных подразделений ФСБ по отражению нападения террористов на состав, оценивались знания офицеров по действиям с вверенным им ядерным оружием как в штатных, так и в экстремальных условиях. Оказалось, что, несмотря на все объективные финансовые и технические трудности, боеготовность дивизии не снизилась. Также на прежнем высоком уровне осталось отношение к сохранности и вопросам эксплуатации оружия.
Таково мнение и главкома РВСН генерал-полковника Владимира Яковлева. Мини-экзамен по управляемости боевых расчетов БЖРК, несущих боевое дежурство, прошел успешно.
Д. Литовкин
Журнал "Инженер" № 5 за 1999 год.
Главная страница | Из истории ПривЖД | Услуги | Подразделения | Навигатор | Новости | Поиск
Copyright © 1999 Василий Зимин mailto: zimin@pvrr.ru