В штаты - на электричке!
В этом году заканчивается "стройка XX века". А в МПС уже думают о "стройке XXI столетия".



25 лет назад началось сооружение БАМа. Теперь его строители хотят проложить тоннели на Аляску и Сахалин

"В утреннюю свежесть наших просек робкие заходят поезда..."
Эту песню тындинского поэта Виталия Гузия пели бамовцы во время соединения последних стыков магистрали. Ровно 25 лет назад первый Всесоюзный комсомольский ударный отряд отправился на восток. А вчера ровесник БАМа, двадцатипятилетний спецкор «Комсомолки» Алексей Лазарев передал из Северобайкальска

Быт
В Северобайкальск не летают самолеты. Ближайший аэропорт в Нижнеангарске, откуда до места еще 30 километров. Автобус ходит раз в час. Но можно нанять частника за 60 рублей.
Водитель потрепанной «пятерки» интересуется:
- Какими ветрами занесло?
- На БАМ приехал посмотреть.
- Смотри...
Справа - сопки, слева - Байкал, покрытый льдом небесно-голубого цвета.
- А поезда в Северобайкальск не ходят?
- Тут такая история, - поясняет водила. - В 79-м, ко дню рождения комсомола партия поставила задачу: привести первый поезд в поселок со стороны Северомуйского тоннеля. А тоннель пробить не успевали. Вот и положили по сопкам временный обходной путь. Поезд прошел, а рельсы... разобрали.
- Тоннель до сих пор не пробили?
- Увидишь.

Из досье «КП».
15-километровый Северомуйский тоннель до сих пор не построен: мешают постоянные подземные выбросы грунта и воды. Пробить осталось всего 160 метров. Это предполагается сделать к концу текущего года. Сегодня поезда приходят в Северобайкальск, но с противоположной стороны. Северомуйский тоннель остается главным тупиком БАМа.
Въезжаем в Северобайкальск. Красивый город. Его строили ленинградцы. И местный железнодорожный вокзал похож на крейсер "Аврора". 46 капитальных пятиэтажек. Дворец культуры, пять школ и школа искусств, в которой учатся около 800 детей. А всего детей в Северобайкальске 6000 - при тридцатитысячном населении. Продукты привозные, но почти у каждого есть дача: картошку выращивают сами.
Кому повезло, работают на железной дороге и в строительных организациях. Деньги крохотные. Сотрудники городской администрации уже полгода не получают зарплату, а пенсии задерживают на три месяца. Но при этом японские телевизоры здесь сметают с прилавков, а ездят на японских машинах с правым рулем.
Как это получается? Народ, естественно, крутится. Из каждых 18 жителей Северобайкальска один - предприниматель. В поселке Байкальск (бывший Горемыка) "горемычат" промыслом нерпы. Многих кормит байкальская рыба, тайга. Ну а убытки экс-бамовской магистрали покрываются за счет прибыли Восточно-Сибирской железной дороги. Поскольку БАМа как такового больше не существует. Его поделили на два участка - Северобайкальское отделение вошло в состав Восточно-Сибирской железной дороги, Тындинское и Ургальское - в состав Дальневосточной.

Политическая жизнь
В Северобайкальске живет Святослав Брежнев - лидер ЛДПР. Раньше на БАМе он заведовал спортом и даже провел здесь несколько международных марафонских пробегов. А лидером ЛДПР стал случайно, потому что зарплату обещали платить. Правда, несмотря на то, что сейчас в Северобайкальске целых четыре члена ЛДПР, зарплату Брежневу не платят.
Однажды он обиделся и вечером решил позвонить Жириновскому. Жириновского на месте не оказалось, но был его заместитель, который обещал боссу все передать. На следующий день у Брежнева отключили телефон и выставили ему счет за междугородные переговоры в 2 тысячи рублей. С тех пор однофамилец генсека живет без телефона.
Но именно он, Брежнев, сделал мне очень дорогой подарок - старую, местами дырявую майку с надписью «Комсомольская правда - Байкал», которую наша газета еще в те годы дарила героям-бамовцам.

До выхода из Северомуйского тоннеля осталось 160 метров.

Обычаи
В бурятском Северобайкальске бурят всего 4 процента. Но национальные обычаи здесь чтут.Первый тост, как правило, произносится по-бурятски: "Зээ мэндэ (за здоровье)". При этом из стакана выливается капля водки бурятскому богу Бурхану. Пьют здесь, кстати, отчаянно и самозабвенно. От души. Вот, скажем, типичная записка, которую оставляет сибиряк в двери своей незакрытой квартиры, когда идет за водкой: "Дорогие мои! В этой квартире нечего брать. Кроме книг. Но они вам не нужны. Будьте счастливы".

Легенды
В Северобайкальске живут первый и последний бамовские Герои Соцтруда. Первый - Александр Лукьянович Мудров. Живет он в первом доме, который построили здесь. Мудров с кровати не поднимается - парализовало. Седая борода, но горящие глаза, как у молодого. Александр Лукьянович родом из Воронежа, а на БАМе с первого дня. Только пришел из армии, как стали вербовать на строительство железной дороги Абакан - Тайшет в Красноярском крае. Поехал, построил - и на БАМ. Работал бригадиром-путейцем.
- За что вы получили Героя?
- За труд, - с трудом вымолвил Александр Лукьянович.
Звезду Мудров получал в Москве, из рук Брежнева. Бригадир плотницких бригад, он строил временные сооружения на трассе. В основном мосты, по которым машины ездят до сих пор. К моменту окончания строительства Александру Лукьяновичу исполнилось 60 лет, и он ушел на пенсию. В тот же год его парализовало.
Жена рассказывает: "Забрали его в больницу, а потом сказали: "Везите домой. Умирать". Забрала, но жив до сих пор, слава Богу. Травами лечила - золотым корнем. Выходила. Но сейчас он часто родню свою не узнает, а вот тех, с кем строил БАМ, - помнит...".
Последний Герой трассы - Ярослав Огородничук из бригады легендарного Александра Бондаря. 47 лет. Живет прямо напротив железнодорожного вокзала. Просторная двухкомнатная квартира прилично обставлена. На самом видном месте подарок жене на 8 Марта - кусок бамовского рельса.
На БАМ Ярослав приехал с Украины, где работал на заводе высоковольтной аппаратуры.
- На заводе-то я получал 160 - 180 рублей, а тут была возможность заработать и получить автомобиль. Ведь все, кто отрабатывал три года без отпуска на БАМе, получал по бамовскому чеку "жигуль".
Ехал Слава на БАМ через Москву.
- Прямо с комсомольского съезда мы вышли, сели в поезд и 2 мая приехали в Усть-Кут. Потом командир отряда Виктор Лакомов погрузил нас на вертолет - и в Звездный. Снег, палатки, думаю: "Куда попал?" Всякое было. Трактор провалился в болото, не стали вытаскивать - засыпали, залили бетоном и по нему пошли дальше... На танцы в Звездном ходили в болотных сапогах. Женился здесь, трое детей... Так и остался здесь - затягивает.
Звезду Слава хранит бережно, в коробочке.
- Живу-то я сейчас неплохо. Прокладываю рельсы в Северомуйском тоннеле. А больше всего, ребята, в этой жизни я ненавижу марш "Прощание славянки".
В этот момент марш заиграл за окном.
- Отправляется пассажирский поезд - и его включают.
- А что, поезда часто ходят?
- Часто, - отвечает Слава. - Из Тынды на Москву, на Кисловодск, Северобайкальск - Чара, а еще местный "окурок" - отсюда на Уоян. И каждый раз, как поезд отходит, включают "Прощание..." Не могу больше слышать!!!

Перспективы
Месяц назад мэр Владимир Бодров, который руководит городом уже 18 лет, съездил в Италию на переговоры с премьер-министром и договорился о постройке в Северобайкальске лесоперерабатывающего комплекса. Итальянцы выделяют на это 26,5 миллиона долларов. Договор был подписан ровно за полчаса до того, как НАТО приступило к бомбардировке Югославии. И теперь судьба проекта туманна. Пока же здесь нет ни одного деревоперерабатывающего комбината: внутреннего рынка нет, а на внешний не выйдешь - налоги душат. Итак, БАМ живет.
Бамовцы, которые его строили с первого колышка, говорят: "БАМ построен там, где надо. Вдоль него исследовано более тысячи месторождений полезных ископаемых. Таблица Менделеева здесь представлена в полном составе. Мы подождем, пока там у вас в Москве ваши олигархи передерутся, и может, в стране настанет порядок. А мы проживем. Байкалом и тайгой".

Алексей Лазарев, Северобайкальск



Баманиада

Как на БАМе я трудилась,
Шпалы трафаретила.
Наклонилась - болт вогнали.
Даже не заметила...

(Частушку по случаю юбилея вспомнил наш ульяновский собкор Валентин Разбойников, работавший на БАМе в 80-е годы.)

ПЕРВЫЕ ГЕРОИ


Эти плакаты висели по всей стране.

Петр САХНО, еще одна легенда БАМа: Не жалуюсь, живу воспоминаниями...

Здесь его, кроме как батька Махно, никто не звал. Герой нескольких десятков репортажей в «Комсомолке». Именно он встречал первый отряд комсомольцев, которые ехали строить БАМ с ХVII съезда ВЛКСМ
1 мая 1974 года на станции Лена. Но попал он на БАМ раньше, он еще в 1973 году десантировался сюда, чтобы готовиться к принятию стройотрядов. И произошло это задолго до того, как Леонид Ильич провозгласил с трибуны в Алма-Ате начало строительства магистрали.
39 лет Сахно отдал железной дороге. Начинал с Сахалина, затем Монголия, Братск и БАМ. От начала до конца. В его коллективе работали 7 Героев Соцтруда.
Недавно Петр Петрович переселился из деревянного двухквартирного дома в пятиэтажку. Оставил огород с теплицами - возраст уже не тот в земле ковыряться, 67 лет. Идем к нему.
В его новом доме играют свадьбу.
- А где нам Сахно найти? - спрашиваем у старушек, сидящих у подъезда.
- Да вон он на остановке с женой стоит. На похороны они пошли.
И снова: здесь свадьба, а за углом похороны...
Вот он, легенда БАМа. Невысокий, худой, сутулый - старость к земле пригибает человека. Но глаза... Глаза молодые, ясные, с огоньком. И держаться старается бодро.
- Чем вы сейчас живете? - спрашиваю у Сахно.
- На пенсии я с 1991 года. Получаю свои 504 рубля. А так - внуков ращу. Их у меня шестеро. А детей трое. Все на трассе родились. Но их я уже вырастил. Сын окончил Ленинградское морское училище, там и остался служить. Средняя дочь окончила Ленинградский мединститут, а младшая - Благовещенское педучилище, работает сейчас там директором детского садика.
Кстати, бамовские дети, если им удалось вырваться отсюда на Большую землю, обратно не возвращаются.
- Ну а так, - продолжил батька Махно, - не жалуюсь, живу воспоминаниями...

ПЕРВЫЕ ГЕРОИ
Николай Павлович КОШМАН (был на БАМе командиром корпуса Железнодорожных войск, достраивал восточный участок дороги уже в 89 - 91-м годах. Сейчас - статс-секретарь, замминистра МПС): Впервые карманные деньги у меня появились там...

- До этого я работал на Транссибе, поэтому к БАМу, на который шли лучшие кадры, техника и материалы, относился с неприязнью. Только когда сам стал строить эту дорогу, понял: люди, которые все это подняли, достойны самого глобального уважения!
- Наверняка БАМ закладывался руками зеков?
- Да, было дело. В самом начале, когда еще не было ничего, только палатки и вечная мерзлота, нагнали 189 зеков, но очень быстро от них отказались. БАМ ведь был принципиально новым словом в железнодорожном строительстве: его не создавали, тягая за собой по рельсам вагончики, в которых жили, а сразу по ходу возводили благоустроенные поселки, создавали социально-бытовую сферу, элитную по тем временам. БАМ строили метростроевцы и военные железнодорожники. Чтобы туда поехать, надо было пройти строгий отбор - посылали только специалистов, ведь техника была не примитивная, а - впервые в СССР! - японская, на ней надо было уметь работать, шевелить мозгами.
Когда мы приехали туда работать и зашли в магазин, то были в шоке: там было все! О дубленке или салями в Москве можно было только мечтать, а здесь это можно было купить легко. Одна знакомая говорила так: "Мы в Тынде обувь не покупаем - там только чешская, надо ехать в Февральск - там дают "Саламандру"! За три-четыре года люди обзаводились машинами, за пять лет - квартирами, причем "на материке". Зарплаты были в два - два с половиной раза больше. Вы не поверите - у меня впервые появились карманные деньги именно на БАМе, а ведь должность-то была!..
- Наверняка кто-то не выдерживал и уезжал.
- Конечно, были такие, но немного. БАМ ведь был ярким карьерным взлетом для каждого, кто туда ехал, не говоря уже о том, кто с него возвращался. Даже для тех, кто туда приезжал выступать, а приезжали все - и Кобзон, и Пугачева, и космонавты, - это было обязательным и почетным эпизодом в карьере, ведь ни народного, ни заслуженного артиста никто не получал, пока не побывает на БАМе!

Светлана Шайдакова.



Что дальше?
От Аляски до Амура вдруг проложат магистраль
Головокружительные проекты вскружат еще не одну голову

На БАМе с обидой говорят, что американцы написали два толстенных тома, доказывая: эта железная дорога России не нужна, а Америке - тем более. Но на самом деле в тех же США есть энтузиасты, которые отводят Байкало-Амурской магистрали роль плацдарма для осуществления еще более грандиозного проекта. В XXI веке предлагается построить трансконтинентальную железную дорогу, которая соединит Нью-Йорк с... Сингапуром. Примерный маршрут: Канада - Аляска - Берингов пролив - Якутск - Тында - Благовещенск - Китай и так далее. От перспектив дух захватывает. Ведь удобные коммуникации, как магнит, притягивают капиталы. Может, тогда наконец появятся деньги, чтобы открыть уникальные подземные кладовые?
Промышленники из Японии, Южной Кореи и тех же США и сегодня не отказываются вкладывать иены, воны и доллары в разработку месторождений, нанесенных на карту магистрали. Но делают это очень осторожно. По сути, ни один крупный международный проект не осуществлен. Дорога возит грузы вполсилы. И ее эксплуатация, как сообщил нам замминистра МПС Николай Кошман, ежегодно приносит Министерству путей сообщения почти сто миллионов долларов убытков.
Вот почему бамовские президенты, губернаторы и МПС дружно проталкивают через Госдуму закон, предоставляющий районам вокруг железной дороги статус особой экономической зоны. Пустые надежды! Первый вице-премьер Маслюков уже наложил на законопроект свою резолюцию: «Считаю рассмотрение нецелесообразным». Кстати, так же рассуждали его предшественники и в правительстве Черномырдина.
В общем, описать будущее БАМа в ярких оптимистических красках никак не получится. Единственное радостное событие, которое в ближайшее время произойдет на БАМе, - завершится строительство 16-километрового Северомуйского тоннеля. Освободившиеся силы МПС планирует перебросить на сооружение другого тоннеля, чтобы соединить восточную точку БАМа с островом Сахалин. Инженерные изыскания в Татарском проливе, самое узкое место которого 8 километров, велись еще при Сталине. Теперь железнодорожники говорят, что строительство может возобновиться уже во второй половине 2000 года. Еще один прожект?

Алексей Макурин
Светлана Шайдакова



Рейтинг журналистских штампов эпохи строительства магистрали


1. БАМ строит вся страна!
2. БАМ - стройка века!
3. БАМ - дорога в ХХI век!
4. БАМ - дорога в будущее!
5. БАМ - кладовая сокровищ!
6. Открывай кладовые, БАМ!
7. Даешь стыковку БАМа!
8. Даешь серебряный костыль БАМа!
9. Даешь золотой костыль БАМа!
10. Слышишь, время звенит: БАМ?!
11. Приезжай ко мне на БАМ!
12. Морзянка над Кувыктой.
13. Лезгинка над Усть-Нюкжей.
14. Дрезинка под Уркальту.
15. Иван Иванович, вы строите БАМ. А БАМ строит вас? (Вопрос использовался более 400 раз в интервью, которые брал В., корреспондент Хабаровского радио.)
16. Путь магистрали: реки, дали. (Заголовок использовался 28 раз в газете «Комсомольская правда».)
17. Магистраль: за далью - даль! (Заголовок использовался 42 раза там же.)
18. Свет в конце тоннеля. (Заголовок о строительстве Северомуйского тоннеля использовался 2015 раз в центральных, областных и многотиражных газетах.)
19. Алое пламя саранок на изумрудной зелени сопок. (Образ использовался 74 раза И., корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда».)
20. Трепетные ласковые ели
Шкурю я рабочим топором.
Мы себя в тайге преодолели -
Отступал пред нами бурелом!
(Стихи М. и К., дальневосточных литераторов, напечатаны 10-тысячным тиражом.)


Игорь Коц.

Газета "Комсомольская правда" от 28 апреля 1999 года.


Aport Ranker

Главная страница | Из истории ПривЖД | Услуги | Подразделения | Навигатор | Новости | Поиск


Copyright © 1999 Василий Зимин mailto: zimin@pvrr.ru

Хостинг от uCoz