Ноль шестое чудо света
Впечатления о ретро-пробеге Лев Толстой - Куликово Поле


"Гудок" от 1 февраля 2000 года

Публикуется в качестве обзора прессы.

На редкость солнечное морозное утро на станции Лев Толстой. За регулятором готового к отправлению "живого" паровоза - машинист, почётный железнодорожник Николай Петрович Юрьев. Помощник с кочегаром хлопочут с маслёнками, готовят пыхтящую машину к рейсу. Восторженная толпа людей, довольная детвора, операторы телевидения, ветераны собрались возле красных паровозных скатов и дышел. Грузовой состав с одним Пассажирским вагоном в хвосте готов к отправлению.

Что это? Заработала машина времени? Для начала вспомним историю. В декабре 1899 года, 100 лет назад, было открыто регулярное движение поездов по линии Раненбург - Смоленск. Она вошла в состав огромной Рязано-Уральской железной дороги, протянувшейся от Урала до самых западных губерний России. Сразу же побежали по ней составы с воронежским сахаром и тамбовским строевым лесом. Потянулись и тяжёлые хлебные маршруты, приносившие Рязано - Уральской основную сезонную прибыль.

В советские годы по линии тоже перевозили хлеб, подмосковный бурый уголь, продукцию химических производств Тульского края. Лев-толстовские и белёвские паровозники мастерски водили грузовые поезда по участкам с крутыми спусками и подъёмами. Дорога развивалась: в 1969 - 1975 годах состоялся переход на тепловозную тягу на всём протяжении от Мичуринска до Смоленска.

И вот теперь линия замерла - возить по ней стало почти нечего. Да - и целостность свою утратила: участок её от Волова до Куликова Поля (исторические места!) в прошлом, году вовсе закрыли, а рельсы разобрали. Сегодня поезд Мичуринск - Смоленск отменён, ходят только пригородные раз-другой в день, а от Раненбурга до Льва Толстого-раз в неделю...

Всё это мы, члены Всероссийского общества любителей железных дорог, узнали, прибыв на станцию Лев Толстой по приглашению МПС для участия в необычной поездке. Чем больше местные железнодорожники рассказывали о прошлом и настоящем линии, тем становилось понятнее, почему именно здесь, на участке Лев Толстой - Куликово Поле, МПС решило организовать обкатку паровоза из резерва: мало где ещё на Российских железных дорогах сохранилось столько исторических атрибутов. Настоящий заповедник!

Надо отдать должное руководству Юго-Восточной дороги и Елецкого отделения. Ретро-поездка была организована безупречно, на уровне аналогичных мероприятий, в большом количестве, проводимых сейчас в странах Западной Европы и США.

Паровоз Л-0020 после ремонта в депо Ртищево. Фото Зимина Василия

Для рейса выбрали уникальный паровоз Л-0006, взятый с базы запаса Кандауровка, что под Тамбовом. Модель - копия паровоза именно с этим номером, выпущенного в 1945 году и обозначенного вначале серией П ("Победа"), находится в музее Коломенского завода, строившего такие машины. Затем паровозу "Победа" присвоили серию Л - по первой букве фамилии главного конструктора Льва Сергеевича Лебедянского. У "ноль шестой" к тому же сохранился уникальный тендер круглой формы конструкции "Вандербильда".

Не только паровоз фотографировали участники, нашей поездки, но и Старый вокзал. Очень волновало и то, что абсолютно таким же увидел его великий писатель, глядя в окно вагона третьего класса. Ещё не знал он, заболев, и сходя тут с поезда, что это последняя станция на его земном пути, что затерянный в подстепье поселок Астапово и одноимённый железнодорожный узел вскоре будут называться просто - Лев Толстой...

"Мы свои памятники бережём" - гордо поведала участковый ревизор Надежда Николаевна Рассолова. Действительно, астаповские железнодорожники не раз совершали подвиг, сохраняя память о Толстом. Первый раз - в те трагические дни конца октября 1910 года, когда начальник станции И.Озолин дал больному старцу приют вопреки всем жандармским на то запретам. Второй - когда, уже в советское время, в войну и после неё работники станции Лев Толстой сохранили комнату, в которой скончался писатель, и все её атрибуты (что, собственно, и позволило создать здесь музей). И третий раз - в наши дни, когда, несмотря на острейший финансовый кризис, станционные сооружения и музей реставрируются и сохраняются за счёт Юго-восточной дороги. Сегодня этот мемориальный комплекс входит в число наиболее ценных архитектурных объектов Российских железных дорог.

Кстати, рядом с вокзалом установлен на пьедестал уникальный паровоз начала века - Ов, "овечка". Он очень гармонично вписывается в общий антураж старины столь удивительного места. Жаль только, что "овечка" уже никогда не сможет отправиться в путь, как наш Л-0006...

Типичное здание вокзала Рязано-Уральской дороги, станция Раненбург. Фото Алексея (с сайта Паривоз ИС)

...Точно по расписанию мощный голос парового свистка (звук, кем-то уже забытый, а кем-то и вовсе никогда не слышанный) возвестил о начале поездки. Один за другим - мощные выдохи. Густые белоснежные клубы пара виснут на проводах. Паровоз выходит на перегон! И кажется, что старая трасса встречает его с радостью, словно давно забытого друга. За окнами плывут бесконечные холмистые поля, напоминающие огромные волны, рощи, перелески, а также здания вокзалов с типическими рязано - уральскими "гребешками", круглыми часами, с затейливой кладкой и узорами, торжественные монументы водонапорных башен, высокие деревья привокзальных парков.

Не удалось бы собрать хороший съёмочный материал, если бы о поездке не позаботились руководители дороги: и о переносных радиостанциях для связи с машинистом, и о тепловозе сопровождения, и о зелёной улице для паровоза, и даже о питании фотографов и операторов. Кстати, вкуснейшую данковскую колбасу и булочки в наш вагон грузили с крестьянской телеги с лошадью. "И дешевле, и надёжнее, чем автомобиль", - убеждённо сказал возчик, Очень экзотично всё это смотрелось под старинными фонарями и часами с узорчатым литьём, под уцелевшим колоколом вокзала...

В Куликово Поле прибыли строго по расписанию, но уже в сумерках, и из-за этого не поехали смотреть мемориал Куликовской битвы, находящийся в десятке кило" метров отсюда. Местные жители называют эту станцию Кулики. Народ в Куликах, особенно детишки, услышав гудки, отовсюду сбежался поглядеть на паровоз, как на чудо, А он и есть чудо.

...Жаль было прощаться с "ноль шестым", уезжать из этих мест. Настоящий это был праздник - из тех, что так редки в наши сумрачные дни и в то же время так необходимы для того, чтобы "помнилось родство".

Алексей Вульфов, член совета ВОЛДЖ

"Гудок" от 1 февраля 2000 года


Другие ресурсы Inernet по близкой тематике
Aport Ranker

Главная страница | Из истории ПривЖД | Услуги | Подразделения | Навигатор | Новости | Поиск



Copyright © 2000 Василий Зимин mailto: zimin@pvrr.ru

Хостинг от uCoz