Патриотам ложиться на рельсы не рекомендуется
Закупка железнодорожного оборудования в Японии и Канаде - еще один ребус Российского рынка.
Захочет ли его разгадать новый хозяин кремля?


Труд от 28.03.2000

Публикуется в качестве обзора прессы.


Железная дорога едва не пала плахой для многих российских политиков. Обещал лечь на рельсы Борис Ельцин. Председатель Центробанка Геращенко собирался оставить на рельсах обе свои руки в случае обвального падения курса рубля, кемеровский губернатор Аман Тулеев - закрыть собою рельсы на родном Кузнецком металлургическом комбинате. Однако все трое, в отличие от Анны Карениной, живы-здоровы. И дело, сдается, не в отсутствии у именитых персон политической воли. Просто рельсов отечественного выпуска, на которые было бы не стыдно лечь настоящему государственнику, с каждым годом остается все меньше.

Яблоновый перевал на Забайкальской дороге. Фото с сайта «Транссибирская магистраль от Москвы до Владивостока»

С января 1997 года по настоящее время МПС закупило в Японии и Канаде железнодорожных рельсов на общую сумму более 140 миллионов долларов! Чтобы оказать такую значимую поддержку японским и канадским товаропроизводителям, железнодорожному ведомству России пришлось даже залезть в долги. К примеру, с люксембургской компанией "Finance Trast Holding S.A." еще в 1996 году был оформлен договор кредита на 500 миллионов долларов США под 20 процентов годовых. Условия более чем жесткие: в то время ставка годовых кредитов в Европе составляла всего - навсего 6 процентов, а государственные внешние заимствования привлекались под 11 процентов годовых. Немудрено, что МПС до сих пор не расплатилось по своим рельсовым долгам, а также заимствованиям на закупку импортной путевой техники. И это в то время, как мощности крупнейших российских производителей рельсов - Кузнецкого и Нижнетагильского металлургических комбинатов - загружены меньше чем на одну треть. Губернатор Кемеровской области назвал такую политику МПС "финансово-рельсовой войной с металлургами". Ситуацией обеспокоилось и руководство России. На предновогодней коллегии в железнодорожном ведомстве Путин вдруг вспомнил про рельсы:
- Закупаем в Японии со ссылкой на качество. А специалисты говорят, что у нас качество не хуже...

О качестве японских рельсов, по которым нынче бегают подвижные составы на Московской и Октябрьской железных дорогах, разговор отдельный. Только за один год на дистанции Москва - Санкт-Петербург, где уложены японские обновки, было выявлено 18 остродефектных рельсов. Кроме того, на питерской и калининской дистанциях зафиксированы случаи излома японских рельсов под поездами. Пока Бог миловал. Но что же это за опасный импортный товар закупили по баснословной цене наши железнодорожники?

Проверка комиссии Счетной палаты РФ, проводившаяся в МПС в соответствии с постановлением Госдумы, выявила в "рельсовом деле" такие факты, по которым в любой другой стране давно было бы заведено с десяток громких уголовных дел. Но у России другая плацкарта. После того как материалы проверки были переданы в Генпрокуратуру, зам. генерального прокурора В. Давыдов ответил коротко и емко: "По результатам проверки фактов Генеральной прокуратурой вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления..." А вице-премьер правительства РФ И.Клебанов и вовсе взял под защиту обиженное аудиторами железнодорожное руководство: "Проводимая МПС России кредитно-финансовая политика направлена на обеспечение дальнейшего развития железнодорожного транспорта, оказывающего значительное положительное воздействие на состояние экономики страны в целом..."

Что это за "грамотная политика"? Кое-что видно из материалов проверки, которые предоставил редакции аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын. Закупленные МПС рельсы типа Р-65 японского и канадского производства перед сдачей в эксплуатацию не проходили полигонных испытаний на экспериментальном кольце ВНИИЖТа. Уложить в пути рельсы без таких испытаний - все равно что выпустить с конвейера автомобиль без проверки тормозов. Логика известная: раз импортное - значит надежное. Но оказалось, что рельсы у японцев слабоваты, рассчитанные на другие нагрузки.

Станция Трофимовский-1 Приволжской дороги. Фото Василия Зимина

Впрочем, возможно, что рельсы, закупленные в Японии и уложенные на дистанции Москва - Санкт-Петербург на участке протяженностью в 300 с лишним километров, - товар левый, а потому с высоким процентом брака. Ведь на закупки импортных рельсов не было ни разрешения Российской межведомственной рельсовой комиссии, ни рекомендаций Коллегии МПС. Вопрос решался устно, во время встреч зам. министра путей сообщения В.Семенова с представителями японских фирм "Мицуи" и "Сумимото".

- Сделка заключалась без проведения предварительного тендера, что является нарушением Указа президента РФ № 305 от 8.04.97 г., - поясняет участник проверочной комиссии начальник транспортной инспекции Счетной палаты РФ Александр Довгялло.

К тому же сделка осуществлялась не напрямую, а через посреднические фирмы. В итоге японские рельсы обошлись МПС почти по 900 долларов за тонну. С учетом же кабальных условий валютного кредита - еще дороже. Удивительное совпадение: в то время как железнодорожное ведомство, а заодно и госказна несли такие убытки, участники сделки из числа чиновников МПС зажили припеваючи. Для заместителя министра путей сообщения В. Семенова была приобретена новая квартира за 340 тысяч долларов, для председателя профсоюза железнодорожников А.Васильева - за 427,5 тысячи долларов, советнику министра П. Чичагову - за 47 тысяч долларов. Но всех переплюнул первый замминистра путей сообщения В.Ковалев: этот чиновник улучшил свои жилищные условия приобретением квартирки ценой в 600 тысяч долларов!

Пока руководство железнодорожного ведомства тратило доллары на приобретение импортных рельсов, закупки такой же продукции отечественных производителей сократились в три раза. Между тем, по оценкам экспертов, наши рельсы если и уступают зарубежным, то лишь по некоторым неосновным параметрам. Зато превосходят по прочности. На Кузнецком металлургическом комбинате, к примеру, разработали рельсы нового поколения для скоростных магистралей. Правда, для их промышленного выпуска неооходима частичная реконструкция комбината с заменой мартеновского способа производства стали на электроплавильный. Специалисты завода подсчитали, что такая реконструкция обойдется в 50 миллионов долларов. Это втрое меньше, чем потратило МПС на закупку рельсов в Японии!

Руководители МПС, начиная с министра Николая Аксененко, утверждают, что решение о закупке японских рельсов было принято еще и из-за того, что отечественные металлургические комбинаты подняли цены на свою продукцию. Металлурги, в свою очередь, сетуют на дефицит сырья. И не без оснований: входящее в структуру МПС госпредприятие "Росжелдорснаб", которое специализируется на сборе и поставках рельсового металлолома, в последние годы, будто по команде, переключилось на внешнеторговую деятельность. Только в 1998 году за границу ушло более 50 тысяч тонн рельсового металлолома. Впечатление такое, словно железнодорожные начальники умышленно пытались посадить металлургов на голодный паек, чтобы оправдать японскую сделку.

Однако металлургические комбинаты вышли из положения: уже заключены и действуют договоры на экспортные поставки отечественных рельсов в некоторые страны Европы и даже в Латинскую Америку. Короче, пока японцы везут морским путем свои рельсы в порт Санкт-Петербург, наша Родина тоже дни и ночи у мартеновских печей не смыкает очей: выполняется заказ на производство рельсов для железных дорог Бразилии. Таков он, российский рынок.

Дмитрий Севрюков

Труд от 28.03.2000


Aport Ranker

Главная страница | Из истории ПривЖД | Услуги | Подразделения | Навигатор | Новости | Поиск



Copyright © 2000 Василий Зимин mailto: zimin@pvrr.ru

Хостинг от uCoz